Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его специальным оборудованием и условиями.
В МБДОУ с. Мирное для детей с ОВЗ созданы следующие условия: обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников у четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 "Закона об Образовании РФ").
В детском саду имеется следующая материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ: развивающие игры по мелкой моторике, сухой бассейн, физкультурные детские тренажеры, массажные мячи, дидактические пособия, развивающие игры Воскобовича.
В МБДОУ с. Мирное отсутствуют отдельные группы для детей с ОВЗ - все группы общеразвивающего вида. Для детей с НОДА, слабослышащих и глухих, слабовидящих и слепых - отсутствует специальное оборудование, за исключением оборудованного пандуса при въезде в детский сад. При наличии данной категории детей обучение проводится на базе консультативного пункта или кратковременного пребывания детей в группах в присутствии родителя (законного представителя).
Прием документов на обучение по ООП осуществляете в течении всего календарного года
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ функционирует кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал (в совмещении со спортивным залом).
Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Кабинет оснащен необходимыми материалами и оборудованием: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией; учебно-методическими пособиями:
а) для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам;
б) для обследования интеллекта, развития
памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки
разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор
карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр .
в) картотеки: (артикуляционная
гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы
предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки,
упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные
пузыри); на развитие моторики (матрешки, шнуровки,
пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная
азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет,
схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и
развития детей дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми -
инвалидами. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен следующим оборудованием: пианино, синтезатором, музыкальным центром, детскими стульями, ширмой многофункциональной; учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В кабинете педагога-психолога проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и
эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической
готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих
охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Образовательное пространство кабинета
оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания, соответствующими
материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую,
познавательную, творческую активность дошкольников, двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и
коммуникативных играх.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия с детьми с ОВЗ (опытно-экспериментальная деятельность, проектная деятельность) проводятся в помещении (групповые комнаты, центры детской активности), на свежем воздухе.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не имеется
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеется скалодром
"Тигренок-Альпиненок". Скалодром предназначен для тренировок
разнообразных прикладных упражнений в лазании; используется на физкультурных
занятиях в общеразвивающих группах малыми подгруппами детей; для занятий с
детьми с ОВЗ; при проведении физминуток; для общих оздоровительных
мероприятий.
На территории детского сада
имеется спортивная площадка, уличный спортивный комплекс.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ предполагает соблюдение следующих направлений:
-Регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по ФК) и воспитателями;
-Наличие АОП (образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию).
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут получать образование в группах общеразвивающего вида в соответствии с адаптированной образовательной программой.
В МБДОУ с. Мирное функционирует психолого-медико-педагогический консилиум и консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Психолого-медико-педагогический
консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом
образовательной организации и положением, утвержденным руководителем
образовательного учреждения.
Цель ПМПк- обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность обучения к школе; профилактика разных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ; организация игровой деятельности; консультирование по вопросам закаливания детей; социальная защита детей из различных категорий семей.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МБДОУ.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников с ОВЗ оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы) с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Для работы с детьми с ОВЗ используются средства обучения и воспитания для игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной деятельности, восприятия художественной литературы.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Образовательные области |
Материально-техническое и |
Физическое развитие |
обручи пластмассовые, палка гимнастическая, мячи разного диаметра,
набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног,
корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы, кольцеброс, скакалки
детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты. |
Социально-коммуникативное развитие |
Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы,
одежда для кукол). |
Познавательное развитие |
Макеты «Государственных символов России». |
Речевое развитие |
Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок
школе» и др. |
Художественно -эстетическое развитие |
Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии,
иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. |
Технические средства обучения |
Проектор, экран.
Тематические мультимедийные презентации. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Детский саддоступен полностью
избирательно для инвалидов с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и
умственного развития.
Доступен условно избирательно для
инвалидов с нарушениями зрения и передвигающихся на креслах-колясках.
Оборудованной парковки вблизи
детского саданет.
При входе в здание детского сада:
Лестница наружная. Ширина проступей
-0,32 м, высота – 0,10 м. Краевые ступени лестничных маршей выделены
цветом. Входные двери имеют ширину в свету не менее 1,5 м.
Тамбур входной. Глубина тамбура
входного 2,4*2,0
Пути движения внутри здания.
Маршрут определен на первом этаже. Схема
движения по зданию отсутствует.
Специальные условия питания
Питание–
один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста,
физического и нервно – психического развития ребенка – инвалида и детей с
ОВЗ. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно –
приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению
аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому
именно качеству питанияв нашем детском саду уделяется повышенное
внимание.
С целью обеспечения
полноценного сбалансированного питания детей, посещающихДОУ, питание
осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций". МБДОУ обеспечивает
гарантированное сбалансированное 3-х разовое питание при 10,5-часовом
пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам.
Основными принципами организации питания в
нашем учреждении являются:
* |
Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка. |
* |
Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих
сбалансированность рациона. |
* |
Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых
веществ. |
* |
Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов,
направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие
вкусовые качества блюд. |
* |
Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки
культуры приема пищи. |
* |
Соблюдение гигиенического требования к питанию (безопасность
питания). |
Для контроля за
организацией питания детей в учреждении создана общественная
комиссия.Ежедневно снимают пробу готовых блюд на пищеблоке, оставляя
запись в журнале«Бракеража готовой продукции».
Пищевые продукты,
поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их качество и
безопасность; хранятсяна складес соблюдением требований СаНПин и
товарного соседства.
Устройство,
оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным
правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем
необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным
инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда собственного
производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными
нормами.
Специальные условия охраны здоровья
Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей.В ДОУ имеется оборудованный и оснащённый медицинский кабинет. В начале и конце учебного года медицинский работник районной больницы № 4 и педагоги проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми, антропометрические измерения детей и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности
ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается
как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно –
образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ
(информационно-коммуникативных технологий).
Информационная база оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в интернет;
-разработан и действует официальный сайт
МБДОУ.
В свободном доступе для детей всех категорий в ДОУ компьютеров не
имеется. Для педагогов и административного управления — 6 компьютеров, 3 из которых имеют выход в Интернет, и 2 проектора.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при
помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться
техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно -
образовательных задач.
Повышение эффективности образовательного процесса
через информатизацию повышает эффективность воспитательно
-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность
мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее
наглядность;
- использование цифровых образовательных
ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала
каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют
выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того
объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан, постоянно
пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о
деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ,
его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся
организации образовательного процесса; нормативно
– правовые документы, локальные акты, регламентирующие работу детского
сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Использование электронных
образовательных ресурсов в образовательном процессе:
1. Разработка мультимедийных презентаций
2. Использование сети Интернет
3. Использование компьютерных игр в образовательной
деятельности
4. Изготовление печатной продукции: тематических
выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей.
Эти ссылки
на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
- ссылка на сайт:www.yaroditel.ru,
для возможности родителям и педагогам самостоятельно получать консультативную
помощь специалистов;
-
официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru;
- федеральный портал "Российское образование" –
-
информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" -http://window.edu.ru;
- единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru;
-
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
С целью
использования информационно-коммуникативных технологий и более эффективного
наглядного сопровождения образовательной деятельности, в ДОУ используются
следующие технические средства (ТСО):
· ноутбуки
- 2;
· музыкальный
центр 1 шт. с микрофонами;
· LCD
телевизоры - 6;
· мультимедийный
проектор – 2 (1 стационарный, 1 переносной);
· рабочая доска - 6;
· принтер
- 3;
· фотокамера-
1;
· ламинатор
- 1.
Созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми всех категорий, в том числе и с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.