Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение с. Мирное детский сад «Тигрёнок»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление «Музыка»
Тема и индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
Кретовой Юлии Сергеевны
на 2025 – 2026 учебный год
«Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»
Начало работы над темой: 2025 год
Окончание работы над темой: 2026 год
с. Мирное 2025 г.
Тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей на
музыкальных занятиях в ДОУ».
Актуальность выбранной темы.
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие
музыкальных
способностей».
Современное
понимание
проблемы
музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс
общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного)
переживания музыки –
одна из трёх основных музыкальных способностей
наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М.
Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки.
Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого
эмоционального содержания.
Цель.
1.
Повышение
своего
теоретического
уровня,
профессионального
мастерства и компетентности.
2.
Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в
различных видах музыкальной деятельности.
Задачи.
1. Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма,
как одного из самых эффективных методов развития музыкальности
– метода, основанного на естественной двигательной реакции на
музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по
развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая
физическое и психическое развитие дошкольников.
Разработать систему занятий музыки, направленную на развитие
чувства ритма.
Формы работы:
Проведение мониторинга в начале учебного года.
Изучение литературы.
Использование ресурсов.
Разработка сценариев праздников и развлечений.
Разработка
конспектов непосредственно образовательной
деятельности.
Разработка картотек.
Подбор методической литературы, приемов, упражнений из
опыта работы коллег. (через интернет)
Консультация для воспитателей, родителей.
Открытое занятие с детьми подготовительной группы
Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы):
детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме
и изучение литературы по проблеме
анализ затруднений
Прогностический (определение целей и задач работы над темой):
II.
разработка системы мер, направленных на решение проблем
Практический
III.
педагогических
советах,
(выступление
из
родительских
опыта
собраниях,
работы
на
подготовка
консультаций для родителей):
выступление на педагогических советах, родительских собраниях
ДОУ, проведение открытых занятий.
Обобщающий (анализ работы):
IV.
оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
План работы
Сроки
(месяц)
Сентябрь
Сентябрь
В течении
года
Формы и содержание работы
Практический
выход, Итог
работы
Диагностика музыкальных способностей Результаты
детей.
мониторинга
Провести корректировку перспективного
плана с учётом ситуации.
Изучение новой литературы по данной
теме. Знакомство с разными
методиками. Участие в семинарах,
вебинарах.
В течении
года
Приобретение новых музыкальных
инструментов и репертуара.
Постоянно
Развитие чувства ритма у детей
дошкольного возраста в ходе
самостоятельной музыкальной
деятельности, праздников и
развлечений, физкультурных досугов.
Создание музыкально-дидактических
игр для развития чувства ритма у
дошкольников.
Изготовление карточек –стихов для
развития чувства ритма, музицирования.
Октябрь ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Консультация для родителей «Этот
удивительный ритм»
Консультация для педагогов «Создание
развивающей среды для формирования
ритмических способностей у
дошкольников всех возрастов».
Консультация для
родителей «Использование ритмических
игр со словом в домашних условиях».
Консультации для родителей «Значение
и задачи раннего приобщения детей к
игре на ДМИ»
Открытое музыкальное занятие «Этот
вездесущий ритм»
Отчет по самообразованию
Выступления
детей на
праздниках.
Музыкально –
дидактические
игры.
Карточки-стихи
для развития
чувства ритма,
музицирования.
Брошюра для
родителей.
Брошюра для
родителей.
Брошюра для
родителей.
План – конспект
занятия