Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тигренок» с. Мирное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПЛАН
по самообразованию педагога-психолога
на тему:
«Изучение и внедрение инновационных
психокоррекционных техник и приемов в работе
с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
(2025-2027гг.)
Разработала: педагог-психолог Азьмука С.А
План самообразования педагога-психолога ДОУ на 2025-2027 гг.
Тема самообразования:
«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями
по укреплению детско-родительских отношений».
1. Цель:
Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе
педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
2. Задачи:
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;
-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;
-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
психологического здоровья;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детскородительских отношений;
-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Актуальность данной темы.
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание
иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие
личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст,
занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в
психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено,
которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи
с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.
По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации,
трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность
формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет
она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального
воспитания личности.
Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление
личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы
свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая
взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная
тема весьма актуальна.
Методы просвещения и профилактики дисгармоничных
детско-родительских отношений:
- семинары-практикумы;
- тренинги;
- консультирование;
- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;
- буклеты, памятки, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.
Планируемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;
- положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;
- подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для
успешной адаптации к школе.
План работы по самообразованию на 2025-2027 учебный год
Содержание деятельности
Цель
СЕНТЯБРЬ
1. Изучение литературы по раннему детству - Л.Н.Павлова,
Э.Г.Пилюгина «Познавательное развитие»
Интернет-ресурсы по данной теме.
1.1. Родительское собрание в младшей и средней группах.
1.2. Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего
возраста к д/с».
2. «Оценка психологической
готовности детей к школе» Н.В.Бабкина
- Раскрыть основные вопросы развития детей раннего
возраста, психические возможности и педагогические
условия познавательного развития.
- Изучить комплекс методик для оценки
психологической готовности к школе, особое
внимание уделено диагностике сформированности
саморегуляции
познавательной
деятельности
ребенка.
3. Изучение личности ребенка, с использованием - Изучить комплекс методик для оценки уровня
диагностического обследования уровня тревожности, как тревожности ребенка, способствующие выявлению
возможность изучения внутрисемейной системы отношений.
особенностей
внутрисемейного
общения
и
3.1. Изучить и разработать новые методики диагностики в воспитания (средняя, старшая группы)
данном направлении.
ОКТЯБРЬ
1. Изучение литературы - Н.В. Нижегородцева, В.Д.
Шадрикова. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе»
- Познакомиться с педагогическими технологиями
особенностей детей старшего дошкольного возраста и
различные стороны готовности к школе, диагностики
развития учебно-важных качеств.
1. 1. Изучение и внедрение новых методов диагностического
- Изучить и применить комплекс методик для оценки
обследования внутрисемейной системы отношений, влияющей детско-родительских отношений.
на развитие личности ребенка.
- Повышение педагогической компетентности
1.2. Консультация для родителей «Психологическая готовность родителей.
к школе», информация на стенд по данной теме
НОЯБРЬ
1. Изучить пособие по работе с родителями ДОУ. «Путь к
успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова.
Стендовая информация по данной теме.
1.1. Изучение и внедрение новой психокоррекционной
методики в детско-родительской терапии – хореотерапия.
Интернет-ресурсы по данной теме.
- Изучить Концепцию позитивной профилактики.
Теоретические подходы в работе с родителями детей
ОУ.
- Внедрение новой психокоррекционной методики в
работу с семьями, нуждающихся в гармонизации
детско-родительских отношений, для развития
полноценной личности ребенка и формирование у
него адекватной самооценки.
1.2.Родительский клуб в подготовительной группе «На пороге - Подготовка родителей и детей к новой социальной
школьной жизни». Совместные детско-родительские занятия в роли – «родители ученика» и «ученик»,
подготовительной к школе группе.
формирование осознания взрослыми и детьми
необходимости целенаправленной подготовки к
школе для успешного обучения и адаптации.
ДЕКАБРЬ
1. Изучение литературы - О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение
педагога-психолога в ДОУ», И.М. Марковская «Тренинг
взаимодействия родителей с детьми»
Стендовая информация по данной теме.
1.1. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в
детско-родительской терапии – психодрама Морено.
Интернет-ресурсы по данной теме.
- Познакомиться с новыми подходами в общении с
родителями на современном этапе, а также
взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.
- Внедрение новой психокоррекционной методики в
работу с семьями, нуждающихся в гармонизации
детско-родительских
отношений,
возможность
приобретения способностей родителя и ребенка для
дальнейшего построения благоприятных семейных
отношений.
ЯНВАРЬ
1. Изучение литературы - Т.Н. Доронова. «Вместе с семьёй».
Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психологопедагогической службы в ДОУ по повышению
коммуникативной компетентности педагогов и родителей
воспитанников»
Стендовая информация по данной теме.
1.2. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в
детско-родительской терапии – флештренинг.
Интернет-ресурсы по данной теме.
1.3. Круглый стол «Детская агрессивность». Родители детей
старшей группы.
- Изучить проектную деятельность психолога в ДОУ.
- Релаксация, с целью самоактуализации личности
родителя и ребенка;
- Переосмысление собственного внутреннего мира,
расширение возможности сознания.
- Анализ проблемы агрессивности
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
-Экспресс-анкетирование родителей по данной
проблеме.
ФЕВРАЛЬ
1. 1. Изучение литературы - Доронова Т. Н. «Дошкольное
учреждение и семья – единое пространство детского
развития».
1.2. «Неделя психологии» для родителей ОУ.
1.3. Консультация для родителей (стендовая информация)
«Сказкотерапия для детей и родителей»
Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и
образовательного учреждения.
- Повышение педагогической компетентности
родителей.
МАРТ
1. 1. Изучение литературы - О.В.Удова «Взаимодействие
педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников»
- Повышение психолого-педагогической
компетентности педагога-психолога ДОУ.
1.2. Арттерапия – как форма коррекции детско-родительских
отношений (песочная терапия, манкотерапия)
- Внедрение новой психокоррекционной методики в
работу с семьями, нуждающихся в гармонизации
детско-родительских
отношений,
возможность
приобретения способностей родителя и ребенка для
дальнейшего построения благоприятных семейных
отношений.
1.3. Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как
опосредующий фактор эмоционального состояния детей».
- Повышение психолого-педагогической
компетентности родителей ДОУ.
АПРЕЛЬ
1. 1. Изучение литературы - О.В. Хухлаева. «Работа психолога - Познакомиться с новыми концепциями и
технологиями в общении с родителями на
с родителями: концепция и технологии».
современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с
семьей ребенка.
1.2. Круглый стол – как одна из форм изучения родителями
особенностей и интересов ребенка.
- Изучение родителями особенностей своего ребенка,
его отношения к семейному быту. Экспресс –
диагностика (эксперимент) – «Это мой ребенок»
1.3. Стендовая информация – «Какой он, мой ребенок»
- Повышение психолого-педагогической
компетентности родителей ДОУ.
МАЙ
1. Изучение литературы - Е.П. Арнаутова «Основы
сотрудничества педагога с семьей дошкольника».
Р.В.Овчарова«Психологическое сопровождение
родительства».
1.2. Стендовая информация
- Повышение психолого-педагогической
компетентности педагога-психолога ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической
компетентности родителей ДОУ.
Источники информации:
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера»,
2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева,
Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kakoformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Оформляем
родительский
уголок:
новые
формы
и
подходы
[Электронный
ресурс]//
http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5. Современные
подходы
к
сотрудничеству
детского
сада
и
семьи
[Электронный
ресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikamdoshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-vdoshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]//
О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
ЖУРНАЛ
учета проделанной работы по самообразованию 2025-2027гг.
№
Дата,
время
Содержание
деятельности
Форма работы
Участники
Кол-во
человек
Примечание
АНАЛИЗ
проделанной работы по самообразованию
педагога-психолога МБДОУ с. Мирное
за _________________ 20___г.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Дата _____________
______________
(подпись)
Азьмука С.А.