УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ с.Мирное
от 10.01.2023 №33А-О
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
протокол от 10.01.2023 № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД
«ТИГРЕНОК» СМИРНОЕ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
с. Мирное
1
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад
«Тигренок» с Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее –
ДОУ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», № 185 от 02 июля 2013 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г.) образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования №1028 от 25 ноября
2022г
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования
№373 от 31 июня 2021
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
II. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ДОУ
2.1. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, во всей группе и в малых
группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2.2. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает:
- реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования,
используемую в образовательном процессе ДОУ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей воспитанников Учреждения.
2.3. РППС ДОУ (группы) должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной; доступной;
2
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям воспитанников
и содержанию Основной образовательной программы МБДОУ с. Калинка (далее –
Программа). Образовательное пространство ДОУ (групповых помещений, участка) должно
быть оснащено средствами для организации образовательной деятельности (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе, игровым, оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании ДОУ и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком
и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях (в спортивном зале);
- эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- культуру создания образовательного пространства, доступного воспитанникам группы
(ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учётом социокультурного
контекста;
- возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации (в соответствии с комплексно – тематическим
планированием ДОУ), в том числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: - наличие в ДОУ (группе) различных пространств
(для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек
и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников; - периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5) Доступность среды предполагает: - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность
и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности их использования.
3
III. ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
3.1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
3.2. обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
3.3. способствовать развитию двигательной активности, в том числе развитию крупной и
мелкой моторики, участию в подвижных играх и соревнованиях в спортивном зале;
3.4. побуждать детей к самовыражению.
IV. ФФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДОУ
4.1. Педагоги ДОУ самостоятельно выбирают средства для организации образовательного
процесса, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой
Программы.
4.2. Педагоги несут ответственность за построение эффективной развивающей предметно пространственной среды в соответствии с требованиями основных нормативных документов, а
также в соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников.
V. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДОУ
5.1. РППС ДОУ (группы, участка) должна быть безопасной, здоровьесберегающей,
эстетически привлекательной и развивающей.
5.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной группы, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
5.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и
ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
5.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
5.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.) должна
обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес,
желание ставить и решать игровую задачу.
5.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули, ширмы, занавеси, кубы,
стулья, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания имеющегося игрового
пространства.
5.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к
наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,
участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
4
5.8. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает
воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты
великих людей, предметы старинного быта и пр.).
5.9. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде хорошо разграниченных
центров активности («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее
оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
5.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
5.11 РППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС.
«Качество организации развивающей предметно - пространственной среды»
В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы, характеризующие качество
развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно - пространственной
среды отслеживались на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию
образовательной программы ДОУ.
Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
- частичное соответствие – 2 балл;
-несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к РППС
Индикаторы
Показатели
1 Насыщенность
среды
Наличие пространств
(центров)
обеспечивающих
игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую активность
всех воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям
материалами (в том
числе с песком и
водой)
- Наличие в группе не менее 8
пространств (игрового,
сенсорного развития,
математического развития,
речевого развития,
экспериментирования (в том
числе с песком и водой);
художественного творчества,
литературного центра,
конструирования, уединения
(палатка) в соответствии с ООП
ДОУ. - Наличие в группе 4-6
пространств, частично
обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую активность всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
5
Оценка
Наличие пространств
(центров),
обеспечивающих
двигательную
активность, в том числе
развитие крупной и
мелкой моторики,
участие в подвижных
играх и соревнованиях
(в групповом
помещении, на участке)
6
Неполное соответствие ППС
образовательной программе. Отсутствие или минимальное
зонирование (2-3 пространства),
слабо обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую активность всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное соответствие ППС
Образовательной программе
- Наличие пространства
двигательной активности,
развития крупной моторики с
соответствующим игровым и
спортивным оборудованием.
- Наличие пространства
двигательной активности,
развития крупной моторики
минимальным набором
спортивного и игрового
оборудования.
- Отсутствие пространства
двигательной активности,
развития крупной моторики с
соответствующим спортивным и
игровым оборудованием,
спортивными сооружениями
- Наличие пространства для
развития мелкой моторики.
Минимальный набор материалов
на развитие мелкой моторики. Отсутствие материалов на
развитие мелкой моторики
- Педагоги планируют
подвижные игры, активную
деятельность, направленную на
развитие крупной и мелкой
моторики (Планы педагогов). Дети (5-6 лет) демонстрируют
умение организовать и провести
подвижные игры. В планах
педагогов отведено место и
планируются подвижные игры.
Инициатором в проведении
являются педагоги - Игры не
Обеспечение
возможности
самовыражения детей
2.
Трансформируемость
пространства
3.
Трансформируемость
самим ребёнком
Предметы РППС
легкие и безопасные,
могут быть
перенесены,
переставлены самим
ребенком (столы,
стулья, мягкие и
игровые модули,
коврики, ширмы,
палатки и т.п.)
Наличие возможности
у детей выделить
пространство для
индивидуальной или
парной, совместной
игры, другой
деятельности (мягкие и
игровые модули,
коврики, ширмы,
палатки и т.п.)
7
планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в
проведении являются педагоги
- Наличие материалов и
предметов, полностью
подготовленных для
продуктивной деятельности, а
также места для размещения
продуктов деятельности детьми.
- Минимальное наличие
материалов, детям приходится
обращаться к педагогу Отсутствие готовых материалов
для продуктивной деятельности
- Наличие материалов и
предметов для организации
театрализованной деятельности,
изготовления атрибутов детьми.
Наличие работ детей (рисунки,
модели, поделки), атрибутов,
изготовленных детьми. Минимальное наличие
материалов, детям приходится
обращаться к педагогу. Отсутствие готовых материалов
для театрализованной
деятельности
50-80% детского оборудования
(кроме стеллажей) могут быть
перенесены детьми. - Отсутствие
предметов, которые бы дети
могли легко переносить. Отсутствие деятельности по
трансформации среды
- Наличие мягких и игровых
модулей, ковриков, ширм,
тканей, палаток, крупных
конструкторов. Использование
их детьми для организации
своих пространств.
- Частичная доступность.
Нечастая организация детьми
своих пространств.
- Деятельность детей в общем
пространстве группы без
Наличие возможности
легкого
преобразования
игровой, продуктивной
и прочей деятельности,
самостоятельной
организации игры:
доступность атрибутов
и материалов для
разных видов
деятельности
Возможность детьми
самостоятельно
размещать продукты
своей деятельности
(доступные места и
способы крепления)
4.
Трансформируемость
педагогом
Презентации работ
детей, как плоскостных
(изображений), так и
объемных (модели,
поделки, конструкции)
Состояние материалов
и атрибутов для легкой
трансформации среды
детьми (стеллажи,
контейнеры для
материалов и
атрибутов, наличие
предметов для
продуктивной
деятельности)
Педагоги анализируют
и вносят изменения в
среду не реже 2- 3 раз в
месяц в соответствии с
комплекснотематическ
им планом и
актуальным
состоянием детей и их
интересами
8
организации небольших
пространств по интересам
- Наличие и доступность
атрибутов и материалов для
разных видов деятельности.
Активное использование их
детьми. - Частичная
доступность. - Нет
- Работы оформлены и
размещены детьми
самостоятельно
- Работы оформлены и
размещены педагогом
- Детские работы не
транслируются
- Организовано минимум два
места для размещения детьми
работ
- Организовано одно место.
- Таких мест нет, либо это
выставка работ детей для
посетителей
- Обращаются к педагогам за
материалами и атрибутами.
- Есть обращения детей,
педагоги достают предметы и
атрибуты с закрытых либо
малодоступных полок.
- Отсутствие доступных
атрибутов материалов
- Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется
планирование изменений среды.
План опирается на наблюдения
за детьми и комплексно тематическое планирование
(если таковое имеется)
- Работа по изменению среды
проводится, но без
продуманного планирования и
не фиксируется или фиксируется
3.
Полифункциональность
материалов
Наличие в группе
полифункциональных
(не обладающих жестко
закрепленным
способом
употребления)
предметов, в том числе
природных материалов,
пригодных для
использования в
разных видах детской
активности (в том
числе в качестве
предметов
заместителей в детской
игре)
Возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды,
например, детской
мебели, мягких
модулей, ширм и т.д.
Наличие
разнообразных
материалов, игр,
игрушек и
оборудования,
обеспечивающих
свободный выбор детей
9
частично в документации
педагогов
- Работы по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует
- Наличие детской мебели,
мягких модулей, ширм, палаток,
подушек, ковриков, крупных
конструкторов и конструкторов
из природных материалов. Незначительное количество. Отсутствие мягких модулей,
ширм, подушек, ковриков и т.п.
- Выделено время в режиме дня
для свободной игры и другой
деятельности детей с
использование
полифункциональных
материалов ( от 25 до 40- 45мин
и больше). Разнообразное
использование их детьми. - В
режиме дня выделено
недостаточно времени(15-20мин)
для свободной игры и другой
деятельности детей с
использование
полифункциональных
материалов. - В режиме дня не
выделено время для свободной
игры и другой деятельности
детей
с
использование
полифункциональных материало
- Наличие материалов игр,
игрушек и оборудования в
соответствии с ООП (раздел
«Развивающая
Предметнопространственная сред
а») на уровне 80- 90%. - Наличие
материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с
ООП (раздел «Развивающая
Вариативность
среды
Периодическая
сменяемость игрового
материала, появление
новых предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей
5. Доступность среды
Доступность для
воспитанников, в том
числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья всех
помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность
Свободный доступ
детей, в том числе
детей с ограниченными
возможностями
здоровья, к играм,
игрушкам, материалам,
10
предметнопространственная
среда») на уровне 50- 79%. Наличие материалов игр,
игрушек и оборудования в
соответствии с ООП ООДО
(раздел «Развивающая
предметнопространственная
среда») на уровне 30- 49%
- Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется
планирование изменений среды.
План опирается на наблюдения
за детьми и
комплексно-тематическое
планирование (если таковое
имеется). - Работа по изменению
среды проводится, но без
продуманного планирования и
не фиксируется или фиксируется
частично в документации
педагогов - Работы по
изменению среды фрагментарна,
практически отсутствует
- Доступность для
воспитанников, в том числе
детей с ограниченными
возможностями здоровья всех
помещений, где осуществляется
образовательная деятельность. Частичная доступность для
воспитанников, в том числе
детей с ограниченными
возможностями здоровья всех
помещений, где осуществляется
образовательная деятельность. Недоступность для
воспитанников, в том числе
детей с ограниченными
возможностями здоровья
большинства помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность
- Свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к всем
играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской
пособиям,
обеспечивающим все
основные виды детской
активности
Исправность и
сохранность
материалов и
оборудования
6. Безопасность
предметно пространственной
среды
Соответствие всех ее
элементов требованиям
по обеспечению
надежности и
безопасности их
использования
11
активности. - Частичный
свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской
активности; имеются закрытые
для детей шкафы, полки
детскими материалами выше
уровня доступности (если это не
пространства хранения
материалов для изменения
среды). - Ограниченный доступ
детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; более
половины игрового материала
находятся в зоне доступа
- Материалы, игрушки,
оборудование находится в
исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и
функциональны на 86- 100%. Материалы, игрушки,
оборудование находится в
исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и
функциональны на 60- 85% . Материалы, игрушки,
оборудование находится в
исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и
функциональны менее чем на
60%
- Соответствие всех элементов
РППС требованиям СанПиН,
пожарной безопасности,
инструкциям по безопасности в
ДОУ; наличие относительно
опасных предметов, если того
требует образовательная
программа (ножницы и т.п.) при
условии соблюдения мер
безопасного их использования,
наличия описаний работы с
такими материалами. Частичное соответствие всех
элементов РППС требованиям
СанПиН, пожарной
безопасности, инструкциям по
безопасности в ДОУ. - Полное
несоответствие требованиям
СаНПиН и пожарной
безопасности и др.
ИТОГО:
Максимальное число балов, которое может быть набрано по результатам самооценки
развивающей предметно-пространственной среды – 63 балла
Итоговая таблица самооценки РППС в группах в соответствии с требованиями ФГОС
Требования ФГО
Сответствует Соответствует
требованиям частично (2
(1 балл)
балла)
Содержательнонасыщеная
Трансформируемая
Полифункциональная
Вариативная
Доступная
Безопасная
ИТОГО
12
Соответствуе
т полностью
(3 балла)
Итого
Средний
бал
13