Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Тигрёнок» с.Мирное Хабаровского
Муниципального района Хабаровского края
Индивидуальная программа
Самообразования на 2025-2027год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей
раннего возраста через различные виды
деятельности».
Сведения о себе:
Ф.И.О.: Исхакова Анастасия Михайловна
Образование: средне специальное, КГБ ПОУ ХТК,
документационное обеспечение, управление и архивоведение.
Год окончания: 2013
Специальность по диплому: Делопроизводитель.
Место работы: МБ ДОУ с.Мирное.
Должность: Воспитатель.
Общий стаж работы: 9 лет.
На должности: 2 года.
Квалификационная каегория: Дата присвоения: -
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют
процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие
руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если
ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой,
ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями. Развивается память ребенка, так как он учится
запоминать определенные положения рук и последовательность
движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев
всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые
истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно
развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной
метод накопление информации – прикосновения. Ребенку
необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль
взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с
самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном
возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с
кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида
конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится
собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных
частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и
хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие
малыша. В результате вышесказанного актуальность программы
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через
различные
временем.
виды
деятельности»
необходима
и
продиктована
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать
ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали
конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации,
не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми
оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя
несостоятельными в элементарных
действиях,
доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка,
на его самооценку. С течением времени уровень развития
формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной
частью развития
детской речи,
формирования
навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко
научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон,
что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится
концентрировать
своё
внимание
и
правильно
его
распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения,
сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет
более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над
выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и
последовательность движений. У малыша развивается воображение
и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение
навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у
детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное
внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для
развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,
крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание,
выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение
графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными
крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Месяц
Сентябрь
План работы на 2025-2027 учебный год
Работа с детьми
Содержание
Задачи
Д/и «Цветные колечки», Упражнять детей в
«Пирамидка»
нанизывании колец на
стержень. Развивать
глазомер. Знакомить с
цветом.
Самомассаж рук
Пальчиковая гимнастика
«Сорока – сорока»
Конструирование
«Поезд»
Д/и «Оденем куклу на
прогулку»
Октябрь
Д/и «Чудесный
мешочек»
Пальчиковая гимнастика
«Капуста»
Перекладывание из
одной емкости в другую
Д/и «Сухой бассейн»»
Д/и «Прищепки»
Упражнять детей в
поглаживании тыльной и
ладонной поверхностей
кисти рук подушечками
2-5 пальцев.
Выполнять круговые
движения по ладони
левой рук указательным
пальцем правой руки, по
очереди загибать все
пальчики, кроме
большого.
Развивать умение
сооружать поезд,
знакомить с деталями
строительного
материала.
Упражнять детей в
одевании и раздевании
кукол.
Определять на ощупь
предметы, развивать
тактильные ощущения.
Упражнять в
выполнении различных
имитационных
движений.
Формировать умения
действовать по указанию
педагога-брать большим
и указательным пальцем
фасоль. Развивать
гибкость пальцев.
Развивать умения
находить мелкие
игрушки в «сухом
бассейне».
Способствовать
формированию умений
пользоваться
прищепками, держать
прищепку тремя
пальцами , сжимать и
разжимать ее.
Ноябрь
«Пальчиковая
гимнастика «Семья»
Подвижная игра
«Зарядка»
Упражнение
«Пуговицы»»
Самомассаж «Ручки
греем»
Игра» Художник»
Декабрь
Пальчиковая гимнастика
«Новогодние игрушки»
Конструирование
«Башенка»
Д/и «Рисуем на крупе»
Собирать пальчики в
ладошку и разгибать
поочередно, начиная с
мизинца.
Упражнять детей в
выполнении движений,
согласно тексту.
Формировать умения
детей выкладывать
простейший узор из
пуговиц.
Развивать умения
выполнять движения по
внешней стороне ладони.
Развивать умения
рисовать с помощью
волшебной палочки или
пальчиком.
Упражнять в
поочередном соединении
большого пальчика с
остальными левой и
правой рукой вместе.
Привлекать детей к
конструированию
башенки. Знакомить с
деталями строительного
материала.
Укреплять и развивать
мелкую моторику
пальцев рук.
Настольная игра
«Мозаика»
Развивать координацию
движений пальцев
ведущей руки.
Подвижная игра
«Лохматый пес»
Упражнять в
выполнении движений,
согласно тексту.
Январь
Игра «Веселые
упражнения с
карандашом»
Конструирование из
палочек «Заборчик»,
«Дорожка».
Формировать умения
раскатывать карандаш
между ладошками.
Улучшать координацию
движений кисти,
движения пальцев рук.
Упражнять детей
выкладывать из счетных
палочек по образцу.
Игра «Лепим снежки»
Февраль
Март
Развивать умения
скатывать шарики
разного размера из
салфеток.
Графическое
Формировать умения
упражнение «Проведи
проводить линию от
дорожку»
одной картинки к
другой.
Д/и «Массажный мячик» Развивать сгибательные
и разгибательные
мышцы кистей рук.
Отрабатывать
слаженность движений
обеих рук.
Пальчиковая гимнастика Упражнять детей в
«Пять пальцев»
поочередном касании
пальчиков, начиная с
большого, запоминать
названия каждого из них.
Самомассаж «Добываем Формировать умения
огонь»
энергично растирать
ладони друг о друга.
Конструирование из
палочек «Лесенка»
Упражнять детей
выкладывать из счетных
палочек по образцу.
Д/и «Уложим куклу
спать»
Упражнять в
закреплении навыков
раздевания.
Пальчиковое рисование
«Букетик для мамы»
Развивать умения детей
рисовать пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик..»
Формировать умения
поочередно разгибать
пальчики.
Конструирование
«Машина»
Развивать умение
сооружать машину,
знакомить с деталями
строительного
материала.
Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения
имитировать скатывание
колобков.
Застегивание и
расстегивание пуговиц
Апрель
Рисование «Дорисуй
ниточки к шарикам»
Конструирование
«Дорожка»
Игра «Спрячь в
ладошке»
Упражнение «Обведи
шаблон»
Упражнение
«Фонарики»
Май
Игра «Собери бусы»
Формировать умения
детей просовывать
пуговицу в большое
отверстие.
Развивать умения
правильно держать
карандаш.
Развивать умения детей
сооружать дорожку,
знакомить с деталями
строительного
материала.
Укреплять мышцы
пальцев и кистей рук.
Развивать умения детей
левой рукой крепко
прижимать шаблон к
бумаге, а правой
обводить его
карандашом.
Формировать умение
сжимать и разжимать
кулачок.
Упражнять детей в
нанизывании крупных
деталей на шнурок.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики,
здравствуйте»
Игра «Дарики комарики»
Игра «Где же, где же
наши ручки?»
Складывание в
бутылочку
Формировать умения
детей соединять
поочередно пальчики
одной ладони с другой,
начиная с большого
пальчика.
Упражнять в соединении
большого и
указательного пальцев на
обеих руках.
Развивать умения
подражать движениям
взрослого.
Формировать умения
бросать мелкие
предметы в бутылочку, у
которой узкое горлышко.
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у
дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития
мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем
навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или
несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
*Написать конспект НОД в 1 младшей группе на тему: « Колобок»
по развитию мелкой моторики.
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и
др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб:
Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера»,
2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения
на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.