самообразование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение —
детский сад
С. Мирное
Хабарвского муниципального района Хабаровского края
На 2025-2027у.г.
Ф.ИО. Светцова Виктория Анатольевна
Образование : вычшее, Комсосольский-на-Амуре государственный
педагогический институт , Томский государственный педагогический
университет
Год окончания : 1990г, 216г
Специальность по диплому: учитель начальных классов, педагог
дошкольной педагогики и психологии
Место работы: МБДОУ детский сад сМирное
Должность: воспитатель
Педагогический стаж : 31г , стаж в данной должности : 14л
Квалификационная категория : высшая
Дата присвоения : 25.02.2020г
Тема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как
средство развития технического творчества детей»

_____2025-2027гг__ (учебный год)___старшая _(возрастная группа)

Тема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как
средство развития технического творчества детей»
Направление: социально-личностное
Группа: старшая
Начало работы: 01.09.2025 г.
Окончание работы: 26.05.2027 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому
творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.
Задачи:
1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к
LEGO- конструированию и робототехнике.
2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования,
содействовать приобретению первоначального опыта по решению
конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами
робототехники.
3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание
творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии
оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное
восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику,
ориентировку в пространстве.
4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские
взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства,
профессионализма и творчества:
· умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих
теоретических и практических знаний, умений и навыков;

· овладение инновационными педагогическими технологиями LEGOконструирования и робототехники, как средствами развития технического
творчества детей;
· умение активизировать творческие способности и умения; распространение
своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты,
применять полученные знания на практике в ходе организации
непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется:
· творческие способности, коммуникативные навыки, умение
конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
· социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения
конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами
робототехники;
· повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и
творческой активности.

Основные вопросы:
· изучение психолого-педагогической литературы по LEGOконструированию и робототехнике (история возникновения LEGOконструирования и робототехники);
· актуальность применения конструирования в образовательном процессе с
дошкольниками;
· цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей
дошкольного возраста;
· этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в
образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
· группы умений, формируемые конструированием;
· особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного
возраста;
· роль родителей в деятельности детей по конструированию;

· практическая реализация программ по LEGO-конструированию и
робототехники;
· изучение педагогический опыт других педагогов;
· внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с
детьми дошкольного возраста.

Актуальность: На современном этапе – значительных технических
достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах
человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические
механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую
популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с
дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как
LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в
образовательном процессе с дошкольниками:
· LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических
систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и
предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
· Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и
обучаться в игре.
· LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для
занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной
деятельности.
· В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и
дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и
переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Также, использование конструкторов LEGO при организации
образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к
техническому творчеству, что способствует формированию задатков
инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять
детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и
познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения
ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.
Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения,

коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению
словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде».
Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГОконструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда
и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим
развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным
развитием и с другими образовательными областями.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе
элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы
современной робототехники, что способствует развитию технического
творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGOконструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность
построения процесса с интеграцией образовательных областей:
- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку
используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
o является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
(речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
o позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
o формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
o объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.
o сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к
другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли,
объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Основные принципы использования LEGO – технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию
разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных,
насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от
компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых
перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том
темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь,
собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет
заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных
возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных
профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.),
транспорт, различные механизмы и конструкции.

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:
В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по
активизации познавательного интереса к техническому творчеству и
формированию первоначальных технических навыков. При её решении
педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в
учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении
ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение
конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности,
способствующей развитию исследовательской и творческой активности
детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а
также отсутствием организации целенаправленной систематической
образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и
робототехники;
- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей
среды, в том числе способствующей формированию первоначальных
технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и
отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового
поколения;

- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной
мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и
робототехники на развитие личности дошкольников.
Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения
LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс
детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для
приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством
LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных
технических навыков.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоритический: сентябрь – октябрь 2022г.) –
изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники
в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий,
знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы
по конструированию и робототехники, повышение квалификации,
организация начального материально-технического обеспечения LEGO –
центра.

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь – май 2022-2023г.) практическое осуществление деятельности по конструированию:
организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по
более широкому использованию возможностей LEGO – центра в
образовательном процессе с старшими дошкольниками: реализация детскородительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями,
педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы
проблем.

Третий этап (заключительный: май 2023г.) – осуществление
распространения опыта, осуществление презентации полученных
результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2022– 2023 г.
Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь - Организационно 1. Изучение нормативных Консультация для
октябрь
- теоретический документов
родителей
«Значение
2. Изучение опыта работы конструирования из
по введению LEGOстроительного
конструирования и
материала в
робототехники в
умственном
образовательный процесс с развитии ребёнка»,
дошкольниками.
памятка для
Знакомство с программами родителей «Что
по конструированию со
такое LEGOстаршими дошкольниками, конструирование?»
статьям и учебнометодической литературой
по данной теме.
3. Составление
перспективного плана,
разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы.

Ноябрь май

4. Прогнозирование
результатов.
Накопительно - 1.Изучение методики
практический
LEGO-технологии,
конструирования и
робототехники в
Интернете.
2. Вебинар «Применение
образовательных
конструкторов Lego
Education «WeDo» в работе
с обучающимися 5-7 лет»

Консультация для
родителей
«Конструктор Лего:
как играть, что
выбрать?»
Консультация для
педагогов «LEGOконструирование в
детском саду».

3. Введение
конструирования в
образовательный процесс
со старшими
дошкольниками.

Открытое
мероприятие для
родителей с
использованием
LEGOконструирования.

4. Подбор необходимого
оборудования, материалов, Карточки
изготовление
дидактических игр,
дидактических игр.
технологические
карты.
5.Создание предметнопространственной среды и
оборудования для занятий
лего-конструиргванием.
6.Формирование
технического словаря для
детей.
7. Размещение стендовой
информации для родителей
«Информация о проекте»
8.Мастер-класс для
воспитателей,
9. Консультации для
педагогов.
Оформление фотовыставки
«Мой перворобот»
10. Участие в конкурсах и
выставках различного
уровня.
11. Привлечение родителей
к организации LEGOцентра в группе.

Май

Заключительный 1. Самоанализ и
самооценка проделанной
работы в своей группе.
2. Анализ по
осуществлению плана по
самообразованию.

1. Презентация
«LEGO
конструирование в
старшем
дошкольном
возрасте, как
средство развития
технического
творчества детей».

3. Обобщение опыта по
данной теме через
презентацию, выступление, 2. Публикация
показ.
собственного опыта
педагогической
3. Планирование
деятельности на
деятельности и перспектив сайте учреждения и
развития.
в социальной сети
работников
образования
Анализ процесса профессионального самообразования:
- какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;
- затруднения детей;
- определение новых задач;
- оправдал ли себя план, практические выводы.

Изучение учебно-методической литературы и интернет ресурсов:
1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий
центр «Сфера», 2019 г.
3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее
полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] —
Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез,
2006 г.
5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду /
Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г.
6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для
педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
7. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2019 г.
8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.:
Творческий центр «Сфера», 2012 г.
9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга
Николаевна
(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив
учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период
2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду»
(http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
12.Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/
13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo:
http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2013 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».